Доллар США22/0758.93(-0.15)
Евро22/0768.66(+0.66)

ЦБ теряет независимость

В профильном комитете Государственной думы РФ на днях обсуждался вопрос, касающийся независимости Банка России в контексте второго чтения нового законопроекта о создании мегарегулятора. Напомним, что правительство хочет наделить ЦБ полномочиями ФСФР, и самый простой способ это сделать – это принять новый законопроект. Поэтому вполне закономерно, что в числе поправок к закону о Банке России 26 июня появилась новая статья 34-1, которая говорит о том, что главной целью кредитно-денежной политики Центробанка является обеспечение и защита устойчивости национальной валюты путем поддержания стабильности и формирования условий для сбалансированного финансового роста.

И хотя статья 34-1, по мнению экспертов, расположена в тексте рассматриваемого закона весьма нелепо, так как, по сути, она говорит о том, что Белый дом не будет делать ЦБ ответственным за экономический рост, в то же время, как показывает многолетний опыт и практика, при изучении подобных документов и принятых поправок к законопроектам необходимо учитывать все нюансы, буквально вплоть до запятой. И в данном случае это не исключение из правила. Дело в том, что искомая атака на независимость Банка России, который, впрочем, не имеет прямого отношения к кредитно-денежной политике, можно обнаружить при более детальном изучении законопроекта, причем сразу в нескольких местах.

Во-первых, это новая статья 45-3, которая фактически снижает даже символическую зависимость Центробанка от Государственной думы. В соответствии с принятой поправкой, Банк России будет обязан отчитываться перед парламентом РФ о своей политике на кредитно-денежном рынке не раз в год, как это происходит сегодня, а уже раз в три года, причем новым документом для отчета в этом случае будут «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ». В свою очередь Государственная дума не сможет не одобрить поданный документ, а только будет иметь право сначала рассмотреть его на ближайших парламентских слушаниях, а потом дать ЦБ рекомендации, которые, впрочем, он не обязан будет выполнять. Хотя предварительно регулятор будет обязан сначала послать проект на рассмотрение президенту РФ, а потом уже де-факто его утвердить.

Во-вторых, невольно привлекает внимание новая статьи 21, которая на первый взгляд не имеет никакого значения и является только составляющей конструкции. Согласно правке, Банк России получает право предоставлять всю необходимую информацию по запросам координационных и совещательных органов при правительстве и президенте, если это не запрещено действующим законом. Здесь стоит напомнить, что независимость Центробанка ранее была определена целым рядом российских международных соглашений, причем именно в части кредитно-денежной политики. Но, как правило, правительство пытается давить на Банк именно в этом, а вовсе не в вопросах надзора. И напоследок небольшой нюанс: в соответствии с новыми поправками, ЦБ обязано сообщать о выданных займах Национальному финансовому совету, в то же время этот орган наделяется абсолютным правом рассматривать любые вопросы, связанные с развитием финансового рынка.

Новости по теме: