Доллар США21/0759.08(-0.16)
Евро21/0768.00(-0.27)

Выявлен новый тренд: растет количество недостоверных кредитных историй

С ростом объема кредитования существенно увеличилось число кредитных историй, где допущены грубые ошибки при их формировании. Примечательно, что исправить такую «историю» достаточно сложно при том, что банки не несут никакой ответственности за неправдиво указанную информацию в БКИ (Бюро кредитных историй).

По сравнению с 2012 годом число оспариваемых заемщиками кредитных историй в трех крупнейших Бюро – НБКИ (Национальном бюро кредитных историй), ОБКИ (Объединенном бюро кредитных историй) и «Эквифакс Кредит Сервисиз» выросло на 22,5%, 23,6% и 63,2% соответственно. И хотя на первый взгляд такие показатели не выглядят устрашающе, такой тренд всерьез встревожил экспертов и других участников кредитного рынка. А ситуация усугубляется еще и тем, что далеко не все коммерческие банки оперативно вносят измененные данные в БКИ и соглашаются на требования заемщиков проверить информацию, указанную в БКИ. Так, по статистике «Эквифакс Кредит Сервисиз», только 13% обращений граждан удовлетворяется их кредиторами, у ОБКИ этот показатель больше – 17%, а банки, сотрудничающие с НБКИ, более лояльны к своим клиентам и удовлетворяют около 60% таких обращений.

По оценкам экспертов, на данный момент ошибки есть только в 3-4% от общего совокупного объема кредитных историй в БКИ. В большинстве случаев заемщики обращаются с просьбой отразить факт полного погашения кредита, убрать данные о наличии просрочек, которые были допущены, или удалить «задвоившуюся» историю, которые возникают, когда потребитель обращается за кредитом, подает в банк заявку, но потом отказывается от его получения.

У Бюро есть свои причины, из-за которых в формируемых ими историях появляются ошибки. Прежде всего, в этом виноваты небольшие организации, которые обрабатывают данные заемщиков вручную, и сами клиенты, которые не всегда учитывают тот факт, что при перечислении средств через сторонние банки иногда требуется один или даже два дня, чтобы деньги дошли до адресата и платеж не вышел на просрочку. В ОБКИ называют другую причину: в наличии большого количества ошибок в данных Бюро виноваты кредитные организации, которые занимаются POS-кредитованием (выдачей карточных кредитов или займов на приобретение товаров в розничных сетях). А в бюро «Эквифакс» пришли к выводу, что им чаще приходиться устранять ошибки, связанные со сбоем в работе IT-систем и погрешностями операционистов, которые некорректно вносят данные в систему.

Участники финансового рынка признают, что ошибки в кредитных историях – далеко не редкость, хотя банки не во всех случаях идут навстречу заемщикам и вносят изменения в БКИ.

Согласно действующему законодательству, кредитор обязан ответить на запрос клиента в течение 30 дней с момента получения такого заявления. Но на практике они далеко не всегда укладываются в обозначенные сроки: из-за нехватки трудовых ресурсов данные нередко обрабатываются вручную, в связи с чем срок выдачи ответов на запросы БКИ может быть намного больше. Впрочем, установить причинно-следственную связь, что банк отказал в выдаче займа из-за ошибочных данных в кредитной истории, все равно очень сложно, а значит защитить свои интересы в судебных инстанциях нет никакой возможности.