Доллар США24/1158.46(-0.54)
Евро24/1169.18(-0.22)

Банки хотят отказаться от СМС-информирования

С нового года в силу вступает 9-я статья закона «О национальной платежной системе», которая должна оградить клиентов от мошеннических действий, связанных с несанкционированным списанием средств с карточных счетов, а также предусмотреть порядок возмещения таких потерь. В связи с этим клиенты некоторых банков уже начали получать СМС-уведомления с просьбой подойти в ближайшее отделение, чтобы указать свой актуальный номер мобильного телефона или адрес электронной почты для получения оповещений об операциях.

Согласно новой редакции законопроекта, банки обязаны возмещать своим клиентам всю сумму операции по карточному счету, если она была произведена без согласия держателя, а уже потом проводить расследование и разбираться, кто виноват в несанкционированном списании. При этом с нового года банки будут должны информировать клиентов о транзакциях по счетам, хотя до сих пор не ясно, как это лучше делать.

Самый оптимальный вариант – это СМС-оповещения, так как это очень удобно и привычно для потребителей. Но в 9-й статье нет четкого указания, какой способ должен использоваться для предоставления информации об операциях по счетам. Поэтому некоторые скептики обеспокоены тем, что банки выберут не самый комфортный способ оповещения для клиентов.

Дело в том, что, согласно новому законопроекту, клиент должен будет уведомить банк о несанкционированном списании средств не позже 1 дня после такой операции. Если оповещение приходить через СМС-информирование, то потребитель сможет быстро выявить спорную транзакцию и получить компенсацию, предусмотренную законом. Но сама по себе 9-я статья достаточно спорная: во-первых, банк может выбрать другой способ информирования – электронную почту, что не противоречит нормам законопроекта, а, во-вторых, в этом случае потребитель не сможет быстро отреагировать на несанкционированную операцию, так как мало кто из потребителей постоянно мониторит получаемые электронные письма. Вот и получается, что банки, которые всячески сопротивлялись принятию этого закона, нашли свою лазейку, как оградить себя от возмещения несанкционированных списаний.

Впрочем, банкиры действительно не исключают того факта, что в ближайшее время они могут полностью отказаться от СМС-оповещений в пользу электронного интернет-банкинга (и это даже несмотря на то, что многие потребители пользуются такой услугой только 1-2 раза в месяц). Они объясняют свою позицию тем, что на данный момент сотовые операторы (как, например, «МегаФон» и МТС) блокируют рассылку, которая воспринимается как спам, причем банковские СМС тоже попали «под раздачу», в результате чего клиенты якобы не смогут получать оперативную информацию об операциях по счетам кредитных карт. А чтобы мобильный оператор снял блокировку на сообщения с коротких четырехзначных номеров, нужно заключить с ним прямой договор, что увеличит расходы банка в 5-10 раз.

Между тем многие россияне еще не знают о том, что с нового года банки будут обязаны по первому требованию возмещать им средства от несанкционированных списаний. Так, по данным НАФИ, с 9-й статьей законопроекта ознакомилось только 30% потребителей, которые постоянно пользуются платежными картами.