Доллар США21/1159.27(-0.36)
Евро21/1169.67(-0.69)

Сбербанк раздает кредитные карты

Несмотря на все попытки Центробанка сдержать рост рынка потребительского кредитования, сегмент карточных займов вырос на 5,4%. Но более половины роста обеспечил только один игрок рынка – Сбербанк, который отказался от осторожной политики кредитования, характерной для его конкурентов, и не сбавил темпы выдачи кредитных карт. Правда ставка делается исключительно на внутренних клиентов – риски по ним меньше, а кредитование – проще.

Первый квартал был неудачным для коммерческих банков: для сравнения в апреле 2013 года совокупная задолженность по карточным займам составляла 9,24%, а в этом году – только 5,4%. Более оптимистичная ситуация на ипотечном рынке – за квартал кредиторы нарастили 5,6%, хотя в целом результат мог быть намного больше.

Впрочем, если бы не деятельность Сбербанка, банкиры вряд ли бы обрадовались сложившейся тенденции, так как по кредитным картам вместо 5,4% рост бы составил только 2,7%. Но и у банка свои выгоды: за первый квартал его доля на рынке увеличилась на 1,4% и составила 24,6%.

Достичь подобных результатов Сбербанк смог в первую очередь за счет сохранения темпов прироста карточного портфеля на том же уровне, что и в 2013 году, в то время как его конкуренты предпочли сократить программы или полностью отказаться от розничного кредитования. Причины такого отношения банкиров к сегменту необеспеченных ссуд вполне очевидны: учитывая высокий уровень безработицы, падение доходов граждан и общее ухудшение состояния российской экономики, на данный момент существует высокий риск неплатежей, поэтому, чтобы не формировать большие резервы и не обрекать себя на убытки, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, многие банки умерили свои аппетиты и пересмотрели политику кредитования.

Что касается просрочки, то на данный момент достоверные данные об ее уровне пока отсутствуют. Но из консолидированной отчетности банка можно установить, что по итогам прошлого года по картам клиенты Сбербанка задолжали 13,1%, по наличным ссудам – 6,6%, по автокредитам – 5,3%, а по жилищным кредитам – только 3,8%. Нынешняя стратегия банка во многом снижает его кредитные риски. Так, если другие участники вынуждены больше ориентироваться на внешних потребителей, то Сбербанк пересмотрел свою политику и сосредоточил свое внимание прежде всего на внутренних клиентах, которые имеют открытые текущие или депозитные счета, получают денежные переводы через кассу банка или обслуживаются в рамках зарплатных проектов. Как результат - клиентов «с улицы» стало гораздо меньше и им сложнее получать не только ипотечные, но и карточные займы.

Если говорить объективно, то Сбербанк имеет особое положение, благодаря которому он сможет еще какое-то время расти в сегменте кредитных карт. Учитывая его ориентирование на внутренних клиентов, потенциал для кредитной деятельности у него достаточно большой: на 1 апреля в его базе числилось 110 млн. розничных клиентов, в то время как карт было 95 млн., причем только 12,8 млн. являются кредитными. Очевидно только одно: такой рост не может длиться вечно, поэтому со временем Сбербанк замедлит темпы прироста по кредитам, тем более, что количество незакредитованных потребителей постепенно снижается.