Доллар США25/0759.66(+0.72)
Евро25/0769.47(+0.81)

Что банки скрывают от заемщиков

По результатам широкомасштабного исследования банков и предлагаемых ими кредитных продуктов, Международная конфедерация обществ потребителей выявила главные проблемы, с которыми сталкиваются заемщики.

Прежде всего – это отсутствие информации, благодаря которой потребитель может выбрать наиболее выгодную и удобную программу по кредитованию. Как оказалось, банки часто используют мелкий шрифт, сноски и другие хитрости, чтобы информировать клиентов не явным образом, когда, с одной стороны, необходимые сведения об условиях получения кредита все-таки предоставляются, что удостоверяется подписью заемщика, а, с другой стороны, фактически этого не происходит. Как правило, о различных нюансах и деталях потребители узнают уже в процессе погашения долга или когда дело дошло до судебного разбирательства. Причем такой способ подачи информации больше характерен для потребительского кредитования (подобный прием использует 89% банков) и ипотечным займам (88%).

Еще одна актуальная проблема, с которой сталкиваются заемщики при оформлении банковских кредитов – это отсутствие адекватного консультирования об особенностях того или иного потребительского продукта. Другими словами, общаясь с сотрудником банка невозможно получить полную и достоверную информацию о кредите, которая позволила бы определиться с выбором программы. По мнению экспертов, это обусловлено, прежде всего, желанием банковских сотрудников во что бы то ни стало продать кредитный продукт, от чего зависит их доход, поэтому при консультировании потенциальных заемщиков часто скрывается нелицеприятная информация или даже указываются не совсем достоверные данные.

Обязательство купить какие-либо дополнительные услуги при заключении кредитного договора – тоже весьма распространенная проблема при кредитовании (в 95% банков используют такой прием для перекрестных продаж). Обычно заемщик должен застраховать свою жизнь и здоровье (в случае ипотечного кредитования – застраховать недвижимость), причем сделать это он может только в аккредитованной компании, которая предлагает далеко не самые выгодные условия для заключения сделки. К тому же в качестве дополнительной услуги банк может предложить клиенту открыть карточный или текущий счет для перечисления средств или получения кредита, что тоже часто бывает лишним. И хотя это противоречит нормам действующего законодательства (банк не имеет права требовать от заемщика купить какой-либо продукт, который не используется для выдачи кредита), клиенты нередко соглашаются на такие условия кредитования, что проще и быстрее (на доказательство своей правоты необходимо время, которым часто не располагают клиенты).

Предполагается, что все эти и другие проблемы если не исчезнут, то хотя бы перестанут носить такой острый характер после вступления в силу закона «О потребительском кредите» (с 1 июля 2014 года), хотя эксперты не разделяют особой радости в связи с его принятием в виду целого ряда нюансов и особенностей. Так, например, нарекание вызывает норма, согласно которой право на переуступку права требования должно быть предусмотрено кредитным договором по согласию сторон, хотя нет никаких гарантий, что это будет происходить с ведома клиента.