Доллар США12/1259.23(-0.05)
Евро12/1269.80(+0.16)

«Русский Стандарт» может лишиться «подарочной карты»

Банк «Русский стандарт» неправомерно зарегистрировал словосочетание «подарочная карта» как свой товарный знак. По крайней мере, к такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая посчитала, что такие действия банка – это прямое ущемление конкуренции. В отношении «Русского стандарта» было возбуждено дело, которое будет рассмотрено 14 августа 2014 года. При этом ФАС мотивировала свое решение возможным нарушением коммерческим банком части 2 ст. 14 закона о конкуренции. Поводом для расследования стало обращение ассоциации «Национальный платежный совет», в котором некоторые ее участники попросили антимонопольщиков разобраться в сложившейся ситуации. Для обоснования проверки по поводу неправомерной регистрации товарного знака приводился тот факт, что такая регистрация была осуществлена только в 2010 году. Но к этому моменту словосочетание «подарочная карта» уже прочно вошло в повседневный обиход и больше не ассоциируется у потребителей исключительно с продуктами коммерческих банков.

Напомним, что «Русский стандарт» зарегистрировал товарный знак под названием «Подарочная карта» в январе 2010 года. После этого он неоднократно обращался к другим участникам потребительского рынка с требованием немедленно прекратить использование данного словосочетания, угрожая обращением в суд и денежными претензиями. Но до таких крайностей дело все-таки не дошло. Как пояснил вице-президент банка Артем Лебедев, все адресаты, которые получили уведомления, перестали неправомерно использовать товарный знак, причем это подтверждают как их письменные ответы, так и фактическая ситуация на рынке. Например, Промсвязьбанк пошел на крайнюю меру и придумал для своей карты новое название – «Мега-подарок» (вместо «Поздравительная»), «Афимолл-Сити» поменял на Gift Card и т.д. Но, как оказалось, это не было подтверждением того, что участники рынка согласились с действиями «Русского стандарта». Они все так же пытаются изменить ситуацию, привлекая для этого чиновников.

Если ФАС посчитает что «подарочная карта» не может быть товарным знаком, так как это общеупотребляемое словосочетание, то все те, кто был вынужден изменить названия своих продуктов, с радостью вернуться к наименованиям, которые были более понятны и удобны их клиентам. По мнению Валентины Орловой, руководителя практики товарных знаков и интеллектуальной собственности, у банковского сообщества есть большие шансы выиграть этот спор, учитывая, что словосочетание «подарочная карта» не имеет различительных способностей, что характерно для товарных знаков. Если ФАС примет сторону инициаторов обращения, то они должны будут обратиться с соответствующим возражением в Роспатент. Как правило, на практике этого достаточно, чтобы ведомство аннулировало свидетельство, которое было выдано на товарный знак, чего и добиваются инициаторы проверки. Если это случится, то другие игроки рынка смогут свободно называть свои товары «подарочными картами», не боясь претензий со стороны «Русского стандарта». Как стало известно, руководство банка еще не получило уведомление от антимонопольщиков. В Роспатенте комментировать ситуацию отказались.