Доллар США25/0759.66(+0.72)
Евро25/0769.47(+0.81)

Банкиры не хотят возмещать убытки от сомнительных транзакций

В экспертом совете Государственной думы идут жаркие дискуссии о целесообразности внесения новых поправок в Гражданский кодекс, инициированных банкирами. Они хотят, чтобы клиенты доказывали свою непричастность к пропаже средств с карточных счетов, что, по их мнению, должно быть предусмотрено действующим законодательством. Если такие изменения в Гражданский кодекс все-таки будут внесены, то клиенты лишатся дополнительных гарантий и им будет сложнее добиваться возмещения украденных средств.

В частности, банк тогда сможет избавиться от обязанности возместить убыток, если будет установлено, что проведенная операция, которая была совершена без согласия потребителя, произошла из-за нарушения правил использования платежного средства. Хотя и в этом правиле есть целый ряд исключений, например, пострадавший сможет получить компенсацию, если ему удастся доказать, что карта была украдена, а он не смог в срок предупредить банк о возможном мошенничестве по независящим от него причинам или что кражи не было, но он не мог физически находится в месте, где был совершен платеж.

Судя по всему, банкиры хотят избавиться от необходимости доказывать мошеннический умысел клиентов, переложив на них обязательство убеждать банк в своей непричастности.

Напомним, что принятым три года назад законом «О Национальной платежной системе» предусматривается, что коммерческие банки должны возмещать своим клиентам украденные мошенниками средства с кредитных карт. А с 1 января этого года держатель платежного средства может не доказывать свою непричастность к проводимым спорным транзакциям. Но, несмотря на такое жесткое законодательство, вернуть свои деньги не всегда бывает возможным, и банки отказывают в компенсации, ссылаясь на подозрение в мошенничестве.

Как стало известно, жалобы на действия банкиров приобретают все более массовый характер: они не принимают заявления от держателей платежных карт и отсылают их в полицию. А сотрудники правоохранительных органов в большинстве случаев не умеют раскрывать подобные преступления, поэтому найти виновных и вернуть средства им так и не удается. В таких случаях юристы советуют писать жалобы в ЦБ или даже обращаться в суд, что часто помогает быстро вернуть потерянные деньги.

Чтобы упростить жизнь держателям платежных карт и свести количество случаев невозврата банками средств к разумному минимуму, законодателями были разработаны другие поправки в Гражданский кодекс, которые также находятся на рассмотрении у депутатов. Если они будут приняты, то ответственность банков за проведенные мошеннические операции по картам клиентов существенно увеличиться, и они будут обязаны возмещать всю сумму несанкционированных платежей, независимо от того, насколько осмотрительно действовали их клиенты.

Закономерно, что такие перемены не устраивают банкиров, что и послужило поводом для разработки новых поправок в Гражданский кодекс. Они ссылаются на принцип добросовестности и предлагают закрепить в законодательстве утверждение, что коммерческие банки могут не возмещать убытки, если в проведении сомнительной операции есть прямая вина клиента.

Каким поправкам депутаты отдадут свое предпочтение, пока не ясно.