Доллар США23/0957.65(-0.57)
Евро23/0969.07(-0.19)

«Деньги в бизнесе»

деньги для бизнеса

Слежу за публикациями в журналах, специализированных газетах, о проблеме денег. Если и затрагивают эту тему, то в основном специалисты в области банков, страховых компаний, инвестиционных фондов.

Странно… Вопрос денег, их дефицит, управление денежными потоками остро стоит не только перед финансистами в банковской и страховой сфере. Этот вопрос, наболевший в любом бизнесе, начиная от самостоятельно торгующего на рынке мелким товаром, до крупных холдингов и концернов. Мало того, это еще и вопрос каждой семьи, каждого отдельно взятого человека. То есть, тема очень широкая и охватывающая все сферы жизни и деятельности от личности до государства в целом.

Я хочу остановиться только в одной сфере деятельности - это малый и средний бизнес. Это тот бизнес, которым владеет один или несколько человек, в котором трудится до 50-100 человек, годовые объемы выручки не превышают 30 млн. Почему я останавливаюсь именно на таком бизнесе? О том, как управлять финансовыми потоками, денежными средствами, пользоваться финансовыми инструментами, когда у тебя в обороте порядка 15-ти - 50-ти миллионов в месяц, когда у тебя в структуре управления бизнесом имеется отдельно экономические службы, финансовый отдел, бухгалтерия. Когда банки наперебой предлагают тебе свое сотрудничество, пользование на льготных условиях различными финансовыми инструментами, то ты просто берешь «умную» книгу по менеджменту, стратегии, финансам, читаешь, и применяешь у себя на практике. Ты можешь позволить себе серьезную автоматизацию управления компанией, если ты наемный топ-менеджер, то ты вращаешься в кругах других серьезных солидных профессионалов. Если же ты сам владелец (акционер с портфельной инвестицией), то ты, либо сам в депутатах (от местных советов до Верховной Рады), либо у тебя твои друзья в депутатах. Ты им интересен, а они интересны тебе.

Но правда жизни состоит в том, что огромный процент владельцев бизнеса малого и среднего не имеют возможности не только быть в депутатах, содержать финансово-экономические службы, но и приходиться самому управлять своим бизнесом. Им приходиться довольствоваться услугами своего главного бухгалтера (хорошо, если он не в единственном числе представляет всю бухгалтерию предприятия). Что же делать тебе? Как бороться с негативными влияниями дефицита денежных средств, с практически невозможностью не то, что пользоваться финансовыми инструментами, а даже получить незначительный кредит на пополнение оборотных средств, которых так катастрофически не хватает. К кому тебе обратиться? Какие тебе читать книги?

Для того, чтобы правильно распределять деньги необходимо знать в первую очередь из чего состоит цена твоего товара (работ, услуг). А цена состоит из затрат на приобретение (изготовление) товара, накладных расходов (средств для покрытия административных расходов) и рентабельности (начисленной прибыли). Для того, чтобы мы могли покрывать все необходимые для жизнедеятельности компании расходы, нам необходимо иметь оптовую цену. При условии, когда рынок диктует цену, то если цена спроса ниже, чем сложившаяся у нас оптовая цена, то мы должны ответить на такой вопрос?

Чем покрывать дефицит денег? Ответы могут быть следующие: мы увеличиваем товарооборот и за счет этого имеем покрытие дефицита, мы отказываемся от продажи таких товаров, мы торгуем другим товаром, рыночная стоимость которого выше сложившейся нашей оптовой цены и за счет этого товара покрываем дефицит, образовавшийся от реализации первоначального товара, собственники инвестируют в свое предприятие собственные деньги.

Я не буду останавливаться на стратегии и миссии предприятия подробно. Это не наш предмет исследования, но не затронуть эти два важных аспекта нельзя. Стратегия необходима предприятию для того, что понимать куда идти, как развивать предприятие и какую систему управления строить. Миссия необходима для того, что мы понимали что мы несем на рынок, какие наши преимущества, в чем наша сила.

Стратегия – это пункт назначения, в который наше предприятие должно попасть через определенный промежуток времени. Без стратегии – у предприятия нет будущего. Выходя из стратегических планов необходимо понять сколько денег должно зайти на предприятие, чтобы достичь того пункта назначения, в который мы должны прибыть через год, 3 года, пять лет (доходная часть бюджета). Мы должны, понимать, какой доход у нас должен быть, как денежный поток будет входить на предприятие и из каких источников, когда нам эти деньги нужны (по датам) и для чего.

Затем, мы должны, понимать, сколько денег мы тратим, а сколько инвестируем, сколько пускаем в оборот. Т.Е. статьи использования денег должны разделяться на три части (раздела):

  1. Деньги, которые мы инвестируем,
  2. Деньги, которые мы пускаем в оборот,
  3. Деньги, которые мы отдаем навсегда.

Исходя из этих двух понятий: Поступление денег и использование денег мы должны строить весь свой план управления денежными потоками.

Нельзя рассматривать денежные потоки, исходя из бюджетных статей, которые фактически напоминают развернутые финансовые результаты. Также нельзя рассматривать денежные потоки и по форму отчета по движению денежных средств. Цифры ложатся в таблицу, но мало чем могут помочь в реальном управлении предприятием.

А мы с вами не бухгалтера и нас не должно волновать в дебет или кредит относятся те или иные финансово-хозяйственные операции. Мы должны понимать: сколько денег вложено в бизнес и, какая, от них отдача, это раз, а второе, за счет чего мы реально пополняем оборотные средства. И пополняем ли мы их вообще. Для чего мы пополняем эти злополучные оборотные средства, и как мы эффективно ими распоряжаемся.

Запомните, финансовая прибыль, которую нам считает бухгалтер (даже если вы туда добавите свою серую бухгалтерию) не имеет ничего общего с фактическим наличием денежных средств на ваших текущих счетах в банках или в вашем сейфе. Проанализируйте свои денежные потоки как сказано выше и держите их как контрольные точки ведения вашего бизнеса.